New Page 1

slide show

 

Субботняя школа      К списку уроков 3-го квартала 2014 г.

АудиоВидео
Видео материал для этого урока будет доступен, примерно, за неделю до него. Следите за «Новое на сайте» на 1-й странице.

Урок  12               Перейти к комментариям для учителей.

 

Смерть и воскресение

Библейские тексты для исследования: Ин.11:11; Ин.1:14; Лк.8:54-55; Ин.5:28-29; Мф.5:22-29; Ин.11:38-44.

Памятный стих: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25).

Люди обладают естественным неприятием смерти, поскольку были созданы для вечной жизни. Смерть  незваная гостья, ее не должно было быть.

Поэтому во время Своего земного служения Иисус проявлял особое отношение к людям, лишившимся близких. Увидев вдову из Наина, хоронившую своего единственного сына, «Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь» (Лк.7:13). Христос утешил убитого горем отца, у которого только что умерла двенадцатилетняя дочь, сказав: «Не бойся, только веруй» (Мк.5:36). Каждый раз, когда смерть обрушивается на наших любимых, наше горе касается и Иисуса. Его сострадательное сердце рыдает вместе с нами.

Но Христос может не только разделить нашу боль. Победив смерть собственными смертью и воскресением, Он имеет ключи смерти и обещает воскресить к вечной жизни каждого верующего в Него. Это, несомненно, величайшее обетование, дарованное нам в Слове Божием, ведь если бы последнее слово оставалось за смертью, вся наша жизнь и все достижения теряли бы всякий смысл!

Воскресенье. Состояние умерших

Все писатели Ветхого Завета считали человека неделимым существом. Различные еврейские термины, обычно переводимые как «плоть», «душа» и «дух», представляют собой альтернативные способы описания целостности человеческой личности с разных точек зрения. Соответствуя данной перспективе, Писание прибегает к разным метафорам для описания смерти. Среди них выделяется метафора «сон» как подходящий символ, отображающий библейское понимание состояния мертвых (см. Иов 3:11-13; 14:12; Пс.12:4; Иер.51:39; Дан.12:2). Смерть  это полное окончание жизни. Смерть  бессознательное состояние, в котором нет мыслей, эмоций, труда или каких-либо взаимоотношений (Еккл.9:5-6, 10; Пс.113:25; 145:4).

Однако во времена Иисуса такой взгляд на человека и особенно на смерть оспаривала распространенная языческая дуалистическая концепция бессмертия души.

Как Иисус описал смерть Своего друга Лазаря? Ин.11:11.

 

Вопреки этому и другим текстам, многие христиане утверждают, что Иисус верил в бессмертие души, поскольку сказал разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Значение данного текста в корне меняется в зависимости от расстановки запятых. (В древнейших греческих манускриптах Нового Завета нет знаков препинания). Если запятую поставить после слова «тебе», как это сделано в большинстве переводов Библии, это означает, что Иисус и разбойник оказались в раю в тот же самый день. Если запятую поставить после слова «ныне», смысл меняется и становится очевидно, что Иисус уверяет разбойника в будущем избавлении. Фактически Иисус делает акцент на уверенности в спасении, а не на времени восшествия разбойника на Небеса. Это подтверждается контекстом. Во-первых, разбойник не просил о незамедлительном переселении на Небеса после смерти. Он просил, чтобы Господь вспомнил о нем, когда придет в Свое Царство. Более того, через три дня Иисус Сам утверждал, что еще не восходил на Небо (Ин.20:17). Поэтому данный текст не учит, что души умерших после смерти отправляются на Небеса.

Хотя мы понимаем, что смерть  это бессознательный сон, почему учение о воскресении имеет для нас такое большое значение?

Понедельник. Надежда воскресения

При творении «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни». В результате «стал человек душою живою» (Быт.2:7). До тех пор пока Бог поддерживает дыхание жизни в живых существах, они живы. Но когда Он забирает их дыхание, они умирают и возвращаются в прах (Пс.103:29; Еккл.12:7). Это не своевольное Божье решение, а неотвратимое последствие греха. Благая же весть заключается в том, что благодаря Христу мы имеем надежду.

Прочитайте Ин.1:14. Что в этих текстах свидетельствует о силе Иисуса воскрешать умерших?

 

Христос имеет жизнь в Самом Себе, ибо Он Сам есть жизнь (Ин.14:6). Он создал все и имеет власть давать жизнь, кому пожелает (Ин.5:21). Поэтому Он может воскрешать мертвых.

Как происходит воскресение? Лк.8:54-55.

 

Согласно Библии, воскресение  это возвращение к жизни. Смерть отступает, когда Бог вновь дает дыхание жизни. Именно так Лука описал воскресение дочери Иаира. Узнав о том, что двенадцатилетняя девочка умерла, Иисус пришел в дом Иаира и сообщил собравшимся, что она спит. Затем Он, «взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух [пнэума] ее; она тотчас встала» (Лк.8:54-55). По Божественному повелению Иисуса жизнь, дарованная Богом, возвратилась к девочке. Греческий термин, который использует Лука (пнэума), означает «ветер», «дыхание» или «дух». Когда Библия использует это слово по отношению к людям, оно никогда не означает сознательное бытие отдельно от тела. В данном тексте это слово ясно указывает на дыхание жизни.

Смерть  настолько частое явление, что мы воспринимаем ее как должное. Однако как нам научиться уповать на Божьи обетования о вечной жизни, хотя сейчас может казаться, что смерть одерживает победу?

Вторник. Воскресение и суд

Изученные нами до сих пор истины могут привести к мысли, что лишь немногие будут воскрешены. Но Иисус утверждает: придет время, когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут» (Ин.5:28-29). Верующие и неверующие, спасенные и погибшие  все будут воскрешены. Как заявляет Павел: «Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Деян.24:15).

Хотя в конечном итоге все будут воскрешены от смерти, не все получат вечную жизнь. Пути людей разойдутся. Каждого постигнет своя участь. О каких двух путях говорит Евангелие? Ин.5:28-29.

 

Общность воскресения не означает, что в последний день все наследуют блаженную радостную вечную жизнь. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

Библия учит, что Бог будет рассматривать жизнь человека, решая вечную участь каждого когда-либо жившего на Земле (Еккл.12:14; Рим.2:1-11). Однако исполнение Божественного приговора происходит не после смерти человека, а после его воскресения. До этого момента как спасенные, так и погибшие бессознательно спят во прахе. Само по себе воскресение не является ни наградой, ни наказанием. Это предварительное условие получения вечной жизни или вечного осуждения.

Говоря о двух воскресениях, Иисус подчеркивал, что наша судьба будет решена на основании нравственной ценности наших дел (хороших или плохих). Однако этот факт не означает, что нас спасают дела. Наоборот, Иисус ясно учил, что наше спасение зависит исключительно от нашей веры в Спасителя (Ин.3:16). Тогда почему дела будут приняты во внимание? Потому что они свидетельствуют о подлинности нашей веры во Христа и нашего посвящения Ему (Иак.2:18). Наши дела показывают, являемся ли мы по-прежнему мертвыми «по преступлениям и грехам» (Еф.2:1) или «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11).

Подумайте о конечной участи каждого из нас. Если что-то стоит между вами и вечной жизнью, почему бы прямо сейчас не принять решение избавиться от этого? В конце концов, может ли что-то стоить того, чтобы лишиться из-за этого вечной жизни?

Среда. Что Иисус говорил об аде

Говоря о смерти и наказании нечестивых, Иисус использовал два греческих слова: «ад» и «геенна». Учитывая современное значение слова «ад», мы должны уделить ему особое внимание.

«Ад»  эквивалент еврейского слова «шеол», распространенный ветхозаветный термин, обозначающий царство мертвых. Эти слова просто обозначают могилу или место, куда отправляются все умершие, не передавая значение наказания или награды. Однако есть один текст, в котором ад как будто связан с наказанием. Это притча о богаче и Лазаре.

Прочитайте Лк.16:19-31. Какой основной урок содержится в притче (обратите внимание на стихи 27-31)? Почему на основании этой притчи нельзя утверждать, что люди сразу после смерти отправляются в рай или ад?

 

Приведенная притча не о состоянии мертвого человека.

Популярный, но не библейский взгляд, который разделяли многие современники Иисуса, послужил фоном для притчи, изложившей важный урок: наша будущая участь определяется решениями, которые мы принимаем сегодня. Если при жизни мы отвергаем дарованный нам Богом свет, после смерти у нас уже не будет возможности его принять. Любая попытка буквально истолковать эту притчу ведет ко многим неразрешимым проблемам. На самом деле детали картины специально представлены необычно, дабы показать: Иисус не хотел, чтобы Его слова были восприняты буквально.

Какие предостережения об аде произнес Иисус? Мф.5:22, 29-30; 23:33. 

 

Во многих переводах Библии слово «ад» 11 раз звучит из уст Иисуса. На самом деле Он использовал греческое слово «геэнна» (геенна) от еврейского названия «Ге Хинном» (Долина сыновей Енномовых). Согласно Ветхому Завету, в этом ущелье, расположенном к югу от Иерусалима, цари Ахаз и Манассия совершали ужасные языческие ритуалы, принося своих детей в жертву Молоху (2Пар.28:3; 33:6). Но благочестивый царь Иосия прекратил эту практику (4Пар.23:10). Иеремия пророчествовал о том, что за совершенные там грехи Бог сделает это место «долиною убийства» (Иер;7:32-33; 19:6). Позднее эта долина стала символом последнего суда и наказания нераскаявшихся. Иисус использовал слово «геенна», не объясняя деталей относительно времени и места наказания, которые мы находим в других библейских отрывках. По всему видно, что ад  это не место вечного наказания.

Четверг. Иисус победил смерть

Почему воскрешение Лазаря было кульминационным чудом земного служения Христа? Ин.11:38-44.

 

Хотя до этого Иисус уже воскресил двух человек, ни одно из тех воскрешений не было столь драматичным, как это. Лазарь уже четыре дня был мертв  данный факт Марфа подтвердила у его могилы. Иисус совершил это чудо при свете дня, перед толпой уважаемых свидетелей из Иерусалима. Такое свидетельство невозможно было отвергнуть.

Но еще более важным воскресением было воскресение Самого Иисуса. Поскольку Христос имеет жизнь в Самом Себе, Он не только обладает силой воскрешать мертвых и давать жизнь, кому хочет (Ин.5:21,26), но также властен отдать собственную жизнь и снова принять ее (Ин.10:17-18). Его воскресение убедительно свидетельствует об этом.

Какова взаимосвязь между воскресением Христа и нашим воскресением? Почему Его воскресение так важно для нашего спасения? 1Кор.15:17-20.

 

Власть Христа разрывать узы смерти неоспорима. Он восстал из могилы как Первенец из мертвых, покоящихся в Нем. Его воскресение является гарантией воскресения каждого верующего, ибо Он держит ключи смерти (Откр.1:17-18).

«Для верующего Христос есть воскресение и жизнь. В нашем Спасителе жизнь, утраченная по причине греха, восстановлена, так как Он имеет жизнь в Самом Себе, чтобы оживлять всех, кого пожелает. Он наделен правом даровать бессмертие. Жизнь, которую Он отдал за человечество, Он принимает снова и дарит ее людям» (Э. Уайт. Желание веков, с. 786).

Некоторые богатые люди перед смертью завещают, чтобы их тела были заморожены и сохранялись в специальных условиях до тех пор, пока наука позволит им возвратиться к жизни. Но до сих пор шансов на это нет. Смерть настолько сильна, что только Творец жизни может восстановить ее. Что эта истина говорит нам о том, почему нам следует доверять только Иисусу, Который может воскресить нас и обязательно совершит это по Своему обетованию?

Пятница. Для дальнейшего изучения:

Прочитайте из книги Э. Уайт «Желание веков» главы «Лазарь, иди вон» (с. 524-536) и «Он воскрес» (с. 779-787).

«Среди колеблющейся земли, вспышек молний и ударов грома голос Сына Божьего зовет спящих во прахе святых. Он смотрит на могилы праведников и затем, подняв руку к небу, восклицает: "Пробудитесь, пробудитесь, пробудитесь, спящие в прахе, встаньте!" И во всех концах земли мертвые услышат этот голос и услышавшие оживут ... Они выходят из могильного плена, облеченные в бессмертную славу, восклицая: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (1Кор.15:55). И тогда голоса "не вкусивших смерти" праведников и воскресших святых сольются в продолжительных радостных победоносных восклицаниях» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 644).

Вопросы для обсуждения:

1.      Все мы боремся с реальностью смерти, с ее кажущейся окончательностью и бессмысленностью. Если, как считают многие, нет Бога, нет надежды на вечную жизнь и нет воскресения, тогда в чем смысл человеческой жизни? Какое она имеет значение, если рано или поздно умирает всякий, когда-либо живущий, и память о них исчезает навеки? Как наше понимание воскресения отвечает на эту, казалось бы, неразрешимую проблему?

2.      Какие опасности кроются в идее о бессмертии души? Почему сатана заинтересован в насаждении этого небиблейского взгляда? Какую роль данная концепция сыграет в религиозном сценарии последнего времени? Подумайте обо всех кроющихся в ней заблуждениях, от которых сохранены люди, понимающие смерть как сон до воскресения.

 

Комментарии для учителей.     К началу урока

Урок 12

Комментарий

Основной стих: Ин.11:25

Задачи учителя: 

Помочь понять, что воскресение Христа  неоспоримый факт. Благодаря Ему возможно и наше воскресение.

Помочь ощутить животворную силу воскресения, которая поддерживает верующих в нынешней жизни и дарует надежду на жизнь грядущую.

Побудить жить полной жизнью, опираясь на силу воскресения, дарованную всем верующим.

План урока:

I. Уверенность в воскресении Христа служит надежным основанием для укрепления нашей веры

А. Что произойдет с Церковью, если будет утрачена центральная доктрина христианства  истина о воскресении Христа.

Б. Каким образом окажутся бесполезными остальные доктрины, если нет воскресения?

В. Почему доктрина о бессмертии души лишает Иисуса, Который есть воскресение и жизнь, Его уникальности?

II. Воскресение Христа дарует духовную силу сейчас и вечную жизнь в будущем

А. Какое облегчение могут испытывать верующие, зная, что смерть побеждена и не имеет над ними силы?

Б. Как эмоциональное состояние людей, живущих с этой вечной надеждой, отличается от состояния тех, кто не имеет такой надежды?

В. Какими чувствами сопровождается христианская уверенность в том, что каждый может встретиться со своими ранее умершими близкими?

III. Воскресение побеждает смерть, освобождая верующих от силы сатаны

А. Как воскресение влияет на отношение верующих людей к искушению?

Б. Как воскресение укрепляет свидетельство верующих?

Вывод: Без воскресения религия становится еще одной религиозной альтернативой, вместо того чтобы быть единственной дорогой в жизнь вечную.

Учебный цикл

Шаг 1 - Мотивируйте!

Отрывок из Писания: Ин.11:25

Основной принцип для духовного роста: Доктрина о воскресении наполняет верующих жизнью и укрепляет каждую грань христианской веры.

Для учителей: Один спортивный тренер как-то сказал: «Победа  не самое главное. Это единственное». Однако использование этого выражения по отношению к чему-то относительно неважному и преходящему, например, к победе в игре, не совсем удачно. Посмотрите на эту фразу в контексте вечной жизни: «Воскресение  не самое главное. Это единственное». Это событие определенно заслуживает такой выразительности.

Христианство  не просто еще одна альтернатива. Основой притязаний христиан на свою уникальность является воскресение Христа. Будда, Авраам, Мухаммед и Конфуций лежат в своих могилах. Только Основатель христианства по-прежнему жив. Если бы воскресение Христа было лишь религиозным предположением, христианство не смогло бы долго просуществовать.

Павел понимал эту истину, как видно из его посланий. Борясь с коринфской ересью, он восклицает: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:14-19).

Вступительное задание: Выберите гимны о воскресении и вознесении Христа (в «Гимнах надежды» № 50-57). Поговорите о том, какое значение воскресение Христа имело для наших предшественников. Сравните тексты гимнов, написанных в разные периоды (1700-е, 1800-е, 1900-е годы), проанализировав сходства и различия. Можно также привести недавно написанные произведения (например, песню Самуила Медлей «Я знаю, что мой Искупитель жив» (Samue1 Med1ey's «1 Кnow That Му Redeemer Lives»». Что вдохновляло воображение поэтов? Что укрепляло их надежды? К каким метафорам они прибегали, чтобы передать свои мысли? Пусть ученики поделятся самыми значимыми для них стихами, особенно впечатлившими их. Начните урок одним из гимнов.

Обсудите: Как эти песнопения укрепляют вашу надежду на воскресение?

Шаг 2 - Исследуйте!

Для учителей: Только одна религия имеет силу поднять человечество над землею. Только одна религия движет людей вперед. Другие религии предлагают грандиозные цели, но остаются бессильными, не в состоянии привести к ним людей. Только христианство дает живую силу воскресшего Христа для духовного преобразования. Как ученики могут быть убеждены в исключительности веры в воскресение?

Библейский комментарий

I. Надежда или отчаяние?

(Прочитайте с классом Лк.8:54-55 и Ин.5:28-29).

Возлюбленный апостол Иоанн записал наставления Христа относительно воскресения в пятой главе своего Евангелия. В другом месте (Откр.20) Иоанн проясняет эти высказывания, показывая, что первое воскресение распространяется только на праведников и предшествует второму воскресению, которое произойдет через тысячу лет. Оба воскресения выражают Божественный суд, отделение «овец от козлов». Первое воскресение включает в себя только людей, суд над которыми окончился в их пользу. Второй суд осуждает всех остальных. Это две взаимоисключающие группы.

Очевидно, в истории Церкви вера в воскресение рано столкнулась с проблемами. Первое Послание апостола Павла к коринфянам (особенно 1Кор.15) сосредоточено на теме воскресения. Павел опровергает учение, отвергавшее телесное воскресение человека. Интересно, что шестью годами ранее (51 г. н. э.) Павел писал фессалоникийцам из Коринфа, рассуждая о воскресении праведников, тем самым противодействуя ложному учению, имевшему там место.

К сожалению, подобные ложные учения не оказались единственными. Распространялось и другое теологическое заблуждение о воскресении, подстрекаемое Именейем и Филитом, «которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было» (2Тим.2:18). Но, возможно, самым пагубным был докетизм, появившийся во II веке н.э., пользующийся большой популярностью у гностиков, а позднее (IV век) у манихеев. Считая, что материя по своей сути  зло, они отвергали воплощение Христа, поскольку, с их точки зрения, реальная плоть компрометировала Его чистоту. Христос лишь выглядел человеком, но на самом деле не являлся таковым. Так как, по их мнению, у Христа не было реального (физического) тела, значит телесное воскресение невозможно. Однако библейское учение о воплощении утверждает, что Христос был полностью Человеком и полностью Богом. Иисус, претерпевший реальную, телесную, а не мнимую смерть, мог также испытать телесное воскресение.

Слово Божье четко провозглашает: воскресение Христа реально. Это единственная сила, способная возвратить человечество домой.

Обсудите: Как верующие могут обрести уверенность в том, что имеют часть в первом воскресении, а не во втором?

II. Побег из тюрьмы

(Прочитайте с классом Ин.11:38-44).

Слово «хадэс» в Новом Завете наиболее часто переводится как «ад». Это универсальное местопребывание мертвых не предполагает ни награды, ни наказания. Здесь не обнаруживается никакого движения, никакого сознания. Поэтому Иисус сравнивал такое состояние со сном. Однако этот сон временный, ибо однажды все умершие услышат Его голос и выйдут из могил во время первого или второго воскресения. Тюрьма смерти опустеет. Все зависело от воскресения Самого Христа. Однако три воскрешения, совершенные Им в период земного служения, предзнаменовывали окончательный триумф Иисуса: воскрешение дочери Иаира, сына вдовы из Наина и Лазаря. Самым драматичным, несомненно, было воскрешение Лазаря, поскольку его тело уже четыре дня было мертвым. По воскресении Иисуса «многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27:51-53). Эти «ранние освобождения» предвещали «побег из тюрьмы», который произойдет, когда вернется Христос и сломает замки сатанинской темницы.

Обсудите: Представьте сцену воскресения во время Пришествия Христа.

Шаг 3 - Применяйте!

Для учителей: Воскресение не только является основанием блаженной жизни в будущем; оно несет духовное преобразование уже сейчас. Павел объясняет: «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4). Искренне раскаявшимся убийцам, блудникам, террористам, казнокрадам, грабителям и другим грешникам обещано небесное будущее и нынешнее духовное возрождение. Обращение включает в себя оправдание и освящение. Смерть, погребение и воскресение Христа являются основанием одного и другого. Как верующим всегда помнить об этом?

Вопросы:

1.      Каким образом духовная сила, дарованная нам через Христово воскресение, может поддержать христиан в ежедневных битвах с сатанинскими искушениями, депрессиями и беспокойством о будущем?

2.      Как воскресение может помочь верующим подготовиться к потере своих близких и любимых?

3.      Как правильное понимание воскресения Христа сберегает верующих от спиритуализма или модернистских тенденций придавать символический смысл событию воскресения?

4.      Как правильное понимание воскресения уберегает христиан, не позволяя им стать жертвой губительной доктрины о вечно горящем аде?

5.      Как верующие могут поделиться своей надеждой на воскресение с людьми, увязшими в трясине безнадежности?

6.      Как верующие могут передать этот факел надежды грядущим поколениям?

Шаг 4 - Творческое задание

Для учителей: Хорошо написанное драматическое произведение держит зрителя в напряжении вплоть до заключительной сцены. Апокалипсическая драма Христа в определенной степени подобна этой модели. Христос грядет в сопровождении легионов ангелов, звучит несравненный трубный звук. Земля дрожит от землетрясений, голос Иисуса пробуждает спящих искупленных. Из могилы выходят ее пленники, которые возносятся в распростертые объятья Христа. Ликование нарастает по мере того, как любящие сердца воссоединяются друг с другом. Текут слезы радости, голоса объединяются в хвале. Придавая новое значение древним словам, искупленные восклицают: «Совершилось!»

Упражнение: Раздайте ученикам письменные принадлежности и попросите их описать, что они надеются делать после того, как воссоединятся со своими близкими. Эти письма должны творчески и конкретно передать веру в то, что Иисус воскресит праведников, и предвкушение грядущей радости.

К началу урока



   Благая Весть

Большая христианская библиотека

Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ

Rambler's Top100

 Правильный рейтинг

 

 

Телеканал Надія

Русское Христианское Радио «Волна Счастья»

Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

www.sinai.narod.ru

Смысл жизни человека

 

 

 
 
         

 


© 2008-2017 Все права защищены и охраняются законом. Христиане-Адвентисты Седьмого Дня: info@russian-adventist.com

Сайт создан и поддерживается: DST Services, Inc.

 

 

website statistics